Раннее бронирование — Приэльбрусье, лагерь Мадагаскар на море и лагерь в Липецке до -50%

Раннее бронирование — Приэльбрусье, лагерь Мадагаскар на море и лагерь в Липецке до -50%

Раннее бронирование — Приэльбрусье, лагерь Мадагаскар на море и лагерь в Липецке до -50%

Раннее бронирование — Приэльбрусье, лагерь Мадагаскар на море и лагерь в Липецке до -50%

Раннее бронирование — Приэльбрусье, лагерь Мадагаскар на море и лагерь в Липецке до -50%

Раннее бронирование — Приэльбрусье, лагерь Мадагаскар на море и лагерь в Липецке до -50%

Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы у детей

Как пережить кризисы детского возраста?

В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом.

Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет.

Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.

Кризис первого года жизни

Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка.

С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.

Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».

Кризис трёх лет

Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу.

Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.

Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!

Обучение ребёнка общению и умению дружить

Кризис семи лет

Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы.

За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.

Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.

Другие статьи наших педагогов:

Подростковый период

Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет.

У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.

Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.

Кризисы у детей

Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:

  • Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
  • Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  • Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
  • Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
  • Не перегружать ребёнка.
  • Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
  • Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
  • Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  • Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
  • Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
  • Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
  • Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
  • Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  • Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
  • Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!

Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!

Другие статьи детских психологов и педагогов смотрите здесь.

Ролдугина Юлия Георгиевна педагог, детский и семейный психолог и тренер академии «Рита» в Липецке
Консультирую родителей и оказываю помощь детям по различным направлениям детской психологии.

Ролдугина Юлия Георгиевна детский и семейный психолог в Липецке

Детский и семейный психолог, тренер, педагог-дефектолог, тьютор

Вас могут заинтересовать материалы

Развод родителей, что делать ребёнку

Как объяснить ребенку, что его родители разводятся

Подробнее
Снежная республика — это новогодняя увлекательная программа для ваших детей, которая прошла в 2017 году

Снежная республика 2017

Подробнее
Гиперактивность у детей

Гиперактивный ребенок. Часть II. Что делать, как воспитывать, рекомендации

Подробнее