Психологические расстройства — социальные и биологические
Под психологическими расстройствами у детей понимается нарушение поведения. Его причины бывают биологическими и социальными.
Биологические факторы
Основные биологические факторы нарушения поведения:
- тяжелый токсикоз;
- токсоплазмоз;
- различные интоксикации;
- патологии родов;
- травмы во время родов;
- инфекции;
- пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала.
Социальные факторы
Они оказывают влияние на поведение ребенка через микросоциум – через семью, а также через группы сверстников.
Социальные факторы развития психологических расстройств у детей:
- сложные отношения в семье. Для ребенка имеет значение то, в каких отношениях он находится с родителями. Если он не получает безусловную любовь матери и не чувствует себя защищенным, у него развивается тревожность;
- неправильное воспитание. К нарушению поведения приводит гиперопека, или гипоопека (попустительство);
- травмирующие ситуации (смерть близкого родственника, уход из семьи отца/матери).
Подготовка к математике для детей с 7 лет
Виды психологических расстройств у детей
Основные типы нарушений поведения:
- гиперактивность;
- демонстративность;
- негативизм;
- агрессивность;
- инфантилизм.
Гиперактивность
Гиперактивный ребенок испытывает повышенную потребность в движении. Когда эта потребность блокируется правилами поведения или нормами школьного распорядка, у ребенка наблюдается:
- снижение работоспособности;
- ухудшение внимания;
- нарастание мышечного напряжения.
Он быстро утомляется, а защитной физиологической реакцией является эмоциональная разрядка. Основные признаки: расторможенность и неконтролируемое двигательное беспокойство.
Нервные движения совершаются стопами и кистями: ребенок все пропускает мимо ушей, сидит на стуле с большим трудом и с легкостью отвлекается на посторонние стимулы.
Ответы на вопросы необдуманные, импульсивные. Гиперактивный ребенок никогда не доводит начатое до конца, и часто вмешивается в занятия сверстников.
Демонстративность
Ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы поведения. Адресатами его демонстративности являются взрослые.
Типичным демонстративным проявлением считается кривляние. Оно наблюдается только в том случае, если при этом присутствуют взрослые, и если они обращают на него внимание. Если взрослый дает понять, что такое поведение неприемлемо, ребенок кривляется еще больше.
Еще один вариант демонстративности – капризы (наблюдаются у детей 2-4 лет). Ребенок громко плачет и допускает себе грубые выходки. Это делается с целью самоутверждения: таким образом он “берет верх” над взрослым.
Иногда капризы, сопровождающиеся двигательным возбуждением (разбрасывание вещей, катание по полу), возникают на фоне стресса или сильного переутомления.
Негативизм
Его причиной является скапливание эмоционально отрицательного отношения к требованиям. Иные причины: протест против некорректных действий взрослых, или неправильное воспитание.
Дети не делают что-либо только потому, что взрослый об этом попросил. Такая реакция является ответом на исходящее от родителей предложение.
Основные проявления негативизма:
- обидчивость;
- злые беспричинные слезы, крики;
- замыкание в себе;
- грубость и хамское поведение.
Негативизм бывает и пассивным: в этом случае ребенок молча отказывается делать то, что от него требуется, или делает нечто прямо противоположное.
Поведение ребенка становится неконтролируемым: на него не действуют ни спокойные просьбы, ни угрозы.
Популярные статьи:
- Подросток ведёт половую жизнь, как вести себя
- Правила по правильному воспитанию подростков
- Как наладить отношения с ребёнком
- Как бороться с ленью
- Топ-7 проблем у подростков-девочек
Агрессивность
Причиной детской агрессивности обычно является неправильное воспитание, или драматическое событие в жизни. Дети целенаправленно ведут себя деструктивно. Такое поведение ребенка приводит к:
- возникновению психологического дискомфорта у других людей;
- нарушению норм и правил жизни людей в обществе.
Агрессивное поведение часто бывает обусловлено необходимостью достижения определенной цели. Некоторые дети 4-6 лет таким образом получают психологическую разрядку, либо замещают неудовлетворенную потребность.
Агрессивные действия более старших детей часто являются самоцелью, которая приводит к удовлетворению потребности в самоутверждении и в самореализации.
Инфантилизм
Для инфантилизма характерно сохранение черт, которые более присущи детям более раннего возраста.
Во время урока инфантильный ребенок может легко отвлечься на игру, или же с головой уйти в книгу, которую он тайком читает. У таких детей инфантильность часто сочетается с эскапизмом: им сложно жить в реальности и они постоянно стремятся убежать от проблем.
Самокритичность у них снижена, решения принимаются ими с большим трудом, они постоянно ощущают себя незащищенными и требуют к себе особого внимания.
Что следует делать при психологических расстройствах
При исправлении психологического расстройства необходимо акцентировать внимание не на личности ребенка, а на его поведении. Он должен четко уяснить, что он хороший и его любят – но его поведение ужасно.
В работе с «проблемными» детьми следует стараться избегать сильных слов: «глупо», «неверно», «плохо». Также нужно постоянно демонстрировать им модели правильного поведения.
Также хорошо помогает работа детского психолога.
Другие статьи на тему воспитания ребёнка.