Причины неуспеваемости в школе
Ребенок с плохой успеваемостью – не значит ленивый. Возможно, он просто не может справиться со стрессом, или с нагрузкой.
Психологи выделяют 5 причин, по которым ребенок может получать плохие отметки:
- сниженная обучаемость. Это состояние часто обусловлено задержкой психического развития, для которого характерно снижение памяти, внимания, а также – возможности мышления. Ребенок не может справляться с решением учебных задач;
- плохие отношения с преподавателем. Если учитель давит на ребенка, у него развиваются страхи, появляется отвращение к учебе;
- конфликт с классом. На фоне негативного психоэмоционального фона школьник не может полностью погрузиться в учебный процесс;
- давление со стороны родителей. Боясь получить плохую отметку, и прекрасно зная, что за нее его будут ругать амбициозные родители, ребенок испытывает сложности с усвоением новой информации. Параллельно нарастает тревожность, ребенок устает, мотивация учиться дальше слабеет;
- проблемы со здоровьем. Сложности с обучением наблюдаются при развитии патологий, связанных со слухом, зрением, а также с психосоматической дисфункцией.
Какие дети отстают в учебе
Выделяют три типа детей, которые плохо учатся в школе:
- системно-отстающие. У этих детей наблюдаются незначительные отклонения в развитии. Их сочетание может привести к гиперактивности, расторможенности, и к другим видимым нарушениям. Такому ребенку сложно организовывать свою деятельность. Он плохо владеет собой, неспособен к фиксации внимания, и делает только то, что ему нравится. Нарушение поведения способствует
- возникновению трудностей с чтением, математикой и с письмом;
- депривированные. К неуспеваемости может привести нездоровая обстановка в семье (постоянные конфликты, алкоголизм родителей);
- нестандартные. Такие дети могут быть как исключительно одаренными в определенной сфере (например, в музыке), так и безнадежно отсталыми.
Что делать родителям
Советы предназначены для тех родителей, дети которых не имеют проблем со здоровьем, и внезапно “съехали” в учебе, или не испытывают к ней интереса:
- поговорите с ребенком. Спокойно и обстоятельно объясните ему, для чего нужно учиться, а также для чего нужны хорошие отметки. Расскажите ему, что однажды, после 10 или 11 класса ему придется поступать в вуз, и чтобы пройти конкурс, ему потребуется набрать высокий балл. Также объясните, для чего нужно высшее образование. Расскажите ему о вакансиях, которые будут доступны для него без диплома, и после окончания вуза. Потом дайте ему время чтобы “переварить” информацию;
- отстаньте от ребенка. Поймите, что школа является на 100% его зоной ответственности. Перестаньте делать с ним уроки и проверять их, не помогайте ему, если он этого не просит. Не напоминайте ему, что он должен готовиться к контрольной/к диктанту. Старайтесь вести себя так, чтобы он сам понимал, какая ответственность на нем лежит;
- дайте ему возможность получить плохую отметку. Может быть, это будет не одна “двойка”, а несколько. Его собственная “двойка” гораздо лучше, чем ваша “пятерка”. Получив ее, ребенок сам почувствует взаимосвязь между ней и тем, насколько хорошо он понимает материал;
- отбросьте страхи. Многие родители сами боятся школы, и имеют собственные страхи перед учителями, перед администрацией, перед плохими отметками и перед мифическим исключением. Эти страхи родители часто переносят на детей. Но у ребенка есть собственные отношения с учителями/звавучем/директором. Постарайтесь научиться доверять ему;
- общайтесь с ребенком. Проведите с ним время: сходите вместе в торговый центр, в парк, съездите за город. Сделайте вместе то, что нравится вам обоим: займитесь спортом, сыграйте в интересную игру, посмотрите фильм. Во время общения не спрашивайте его об отметках, не интересуйтесь, когда ожидается контрольная. Лучше поспрашивайте его о школьных друзьях, о любимых/нелюбимых учителях и предметах. Спросите, что интересного он узнал в школе.
Соблюдая эти советы, вы уже через несколько лет, или даже месяцев, увидите, что смогли воспитать зрелого, ответственного человека, и сохранить с ним дружеские отношения.
Популярные статьи:
- Гиперактивный ребёнок. Что делать, как воспитать, рекомендации
- Ночные истерики: как успокоить
- Почему кошки мурлыкают (ответы для самых маленьких)
- Развод и дети
- Неправильная мама. Признаки токсичности: найти и устранить
Что еще можно сделать
При появлении психологических причин неуспеваемости родителям следует посетить специалиста, который поможет внести коррективы в семейные отношения.
Психологи работают и с детьми: выбирается определенная тактика общения, а проблема прорабатывается в форме игровой терапии.
Стандартным способом помощи неуспевающим детям являются специальные тренировки головного мозга: ТКМП, микрополяризация, биологическая обратная связь. Такие тренировки помогают стимулировать интеллектуальную деятельность.