О детских страхах ребёнка, какие они чаще всего бывают и как помочь ребёнку их преодолевать? Часть I

О страхе в общих чертах

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства, страха — это одна из сторон нашей психической активности. Но взрослые на основе опыта и знаний могут рационально относиться к происходящему и уменьшить интенсивность переживаний, в отличии от детей. Они многого не понимают и переживают всё острее. Часто то, что пугает малыша, взрослому может показаться сущим пустяком, А ведь чувство страха позволяет переживать ребёнку сильные эмоции, которые моментально могут завладеть его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится это не повод для насмешек или паники, а скорее повод задуматься, поговорить с ребёнком, выявить причину и наметить план действий. Большинство страхов у ребёнка носит краткосрочный характер, при своевременном выявлении взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают.

Детские страхи у ребёнка, детская психология от академии Рита в Липецке
А вы помните какие страхи в детстве сопровождали вас?

Что такое детские страхи?

Страх — это чувство, возникающее в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врождённый инстинкт самосохранения. То есть страх это нормальная защитная реакция организма. Но специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, они основаны на том, как дети получают информацию от ближайших взрослых, и пропускают через призму яркой фантазии и воображения.

На базе нашей Академии работают детские психологи, мы предлагаем специальные программы развития детей

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак.

Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте.

Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи.

Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Какие виды детских страхов существуют? Ответит детский психолог из академии Рита

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т. д.
  2. Бредовые страхи. Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверх-ценные страхи. Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Как работать с детскими страхами, часть II.

Советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества." Именно такую среду я и создаю вместе с детьми на наших занятиях.

Лазарева Юлия Александровна педагог дошкольного образования в Липецке

Дошкольное образование.

Вас могут заинтересовать материалы

Академия «Рита» едет с детьми в Сочи в 2019 году

Летний проект в Сочи

Подробнее
Психология воспитания детей, дети это ваше зеркало

Дети – зеркало семьи

Подробнее

Как помочь ребенку читать ХОРОШО?

Подробнее

Липецк, Торговая площадь, д. 2

Кстати, возле центра есть удобная парковка для наших гостей!

Яндекс.Метрика