Как необходимо общаться родителям с ребенком дошкольного возраста

Как необходимо общаться родителям с ребенком дошкольного возраста

По сравнению с другими живыми существами новорожденный ребенок – самый беспомощный и хрупкий. У детенышей братьев наших меньших есть инстинкты, которые позволяют им быстрее приспособиться к окружающему миру. Недавно родившийся ребенок имеет лишь несколько рефлексов, необходимых для начала жизни.

В то же время у малыша есть большое преимущество по отношению к представителям животного мира – разум. Благодаря ему человек не только осваивает накопленный предыдущими поколениями опыт, но и создает что-то свое, способствуя тем самым прогрессу человечества.

С рождения до 6 месяцев

Для маленького ребенка проводник в окружающий мир – взрослый. Под его чутким руководством он учится общаться, понимать назначение вещей, начинает осознавать себя и свое место в мире. Поэтому так важно начинать общаться с малышом уже с рождения.

Примерно до шестимесячного возраста взрослый улыбается своему чаду, ласково разговаривает с ним. Все действия с ребенком сопровождает речью:
— «Катенька (Ванечка, Олечка и т. д.) будет кушать: ам-ам»;
— «Сейчас оденем комбинезончик и пойдем гулять»;
— «Петенька (Танечка, Максимка), пора возвращаться домой» и подобное.
Малыш начал «гулить»? Самое время и взрослому поагукать в ответ.

Не стоит забывать и о произведениях фольклора: потешках, прибаутках, считалочках, сказках, песенках. Лучше, рассказывая или напевая что-нибудь из этого, показывать ребенку образную игрушку, погремушку (соответственно, котика, зайчика, лисичку или других персонажей, о которых говорится в произведении).

Мы подготовили специальную программу для самых маленьких — курс раннего развития для вашего ребёнка от 1,5 лет!

От 6 месяцев до 6 лет

Примерно в полгода малыш уже может сидеть. Это расширяет его возможности в познании окружающего мира. Он смотрит по сторонам, играет с игрушками, «высказывается» по поводу того, что видит вокруг. Теперь общение со взрослым происходит как сотрудничество. Последний показывает, как звенеть погремушкой, пищать пищалкой, ставить кубик на кубик.

Позже арсенал игрушек пополняют пирамидки, юла, несложные конструкторы с крупными деталями, матрешки (самую маленькую лучше пока не давать), книжки-игрушки и обычные с картинками. Малыш знакомится с формой, цветом предметов. Взрослый показывает, как строить из кубиков башню, складывать пирамидки. Все эти действия сопровождаются речью и напоминают деловое сотрудничество.

Общение с ребенком в таком ключе продолжается до 6 лет, только действия с предметами усложняются. К забавам с игрушками добавляется разыгрывание сюжетов, появляются рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок, слушание музыки, пение, танцы, музицирование.

Имеет место освоение некоторых математических понятий (количество, счет, знакомство с геометрическими фигурами), чтение книг и элементарные театральные постановки. Взрослый выступает учителем, «идейным вдохновителем», консультантом, дает малышу возможность высказаться, проявить инициативу, если нужно, оказывает помощь.

От 6 до 7 лет

В 6-летнем возрасте ребенок начинает интересоваться миром людей, взаимоотношениями между родными и близкими, героями литературных произведений и кинофильмов. Осмыслению человеческих поступков способствуют беседы, обсуждение прочитанных книг. И если раньше малышу предлагалось запомнить и кратко пересказать сюжетную линию текста, то теперь анализируются поступки героев, персонажи характеризуются не только по внешним признакам («зайчик-попрыгайчик», «неуклюжий медведь»), но и по характеру («летчик смелый и сильный», «принцесса избалованная, изнеженная», «мачеха злая»).

Также в этом возрасте ребенок анализирует и свои поступки, сравнивает их с аналогичными действиями других людей, задает взрослым вопросы: «А я хороший? Я правильно делаю?». Родителям важно не просто развернуто объяснить смысл тех или иных поступков, но и предоставить своему чаду возможность рассуждать и оценивать самому. Так закладываются основы для развития личности ребенка в школьные годы.

А ещё у нас есть программа развития речи, памяти и внимания для вашего ребёнка от 5 лет!

 

Вас могут заинтересовать материалы

детская психология - доверие внутри семьи

Как наладить отношение со своим ребёнком

Подробнее
Сказка для детей про бабочку

Часть 3. Разговор о том, как научиться доверять себе, другим, пространству

Подробнее
Как бороться с детскими страхами расскажет детский психолог академии Рита в Липецке

О детских страхах ребёнка. Как работать с детскими страхами. Часть II

Подробнее