Интернет-зависимость у подростков

интернет зависимость у детей

Причины возникновения интернет-зависимости у детей

Интернет-зависимость относится к разряду нехимических зависимостей: в ее основе не лежит влечение к определенному веществу. Это психическое расстройство, связанное со стремлением пользоваться интернетом в избыточном объеме.

Интернет-зависимость характеризуется навязчивым желанием войти в интернет по любому, даже самому незначительному поводу. При невозможности сделать это настроение подростка ухудшается.

Причины возникновения

Причины формирования интернет-зависимости бывают внешними и внутренними.

Внешние причины:

  • факторы, способствующие нарушению адаптации к реальной жизни (сильный стресс, вызванный психологической травмой, или социальная изоляция, которую человек компенсирует поиском общения в мировой паутине);
  • особенности среды в интернете (доступность, возможность найти любую информацию, возможность общения со знакомыми, возможность создать себе образ, недоступный в реальной жизни).

К внутренним причинам интернет-зависимости следует отнести депрессивные состояния, комплекс неполноценности, боязнь общения с окружающими, патологическую неудовлетворенность собственной внешностью, ксенофобию (страх перед тем, что отличается от привычного окружения) и агорафобию (боязнь открытого пространства).

Классификация

Основные типы интернет-зависимости:

  • киберсексуальная зависимость. Характеризуется навязчивым желанием посещать порносайты или заниматься киберсексом;
    пристрастие к просмотру видеороликов;
  • навязчивое желание распоряжаться деньгами в интернете (например, играть в азартные игры или делать покупки в интернет-магазинах);
    зависимость от сетевых компьютерных игр;
  • пристрастие к интернет-знакомствам, а также к общению на форумах и в чатах;
  • навязчивый веб-серфинг (выражается в навязчивом стремлении исследовать интернет, либо постоянно искать в нем какую-либо информацию).

Симптоматика

Основные признаки интернет-зависимости:

  • ощущение радости и волнения перед каждым входом в интернет и негативные эмоции, если сделать это не удалось;
  • невозможность отвлечься от монитора даже по важным причинам;
  • постепенная потеря контакта с реальными людьми;
  • уменьшение количества встреч с друзьями;
  • стремление обсуждать компьютерную тематику даже с теми людьми, которые ничего в ней не смыслят;
  • потеря чувства времени при посещении интернета;
  • посещение сайтов не с конкретной целью, а в автоматическом режиме;
  • трата значительных средств на те или иные цели с помощью интернета;
  • ощущение физиологических последствий проведения большого количества времени за компьютером (нарушение режима питания, бессонница, ломота в суставах, болезненное ощущение в глазах);
  • слишком большое влияние информации из интернета на психологическое состояние (например, неприятные новости вызывают у подростка всплеск негативных эмоций: тревоги, печали или ярости).

Намного лучше интернет-зависимость видна со стороны. Сам человек обычно не в состоянии заметить свое болезненное увлечение.

Особенности заболевания

При помощи интернета подросток стремится “сбежать” из окружающей его реальности. Он постоянно стремится вернуться в виртуальное пространство и пытается найти там утешение от различных неприятностей или жизненных затруднений.

Для подростка интернет становится фантастическим миром, в котором он может быть тем, кем захочет. Также интернет может быть для него площадкой для общения с людьми, разделяющими его интересы и увлечения.

Стадии формирования интернет-зависимости у детей

В своем развитии патология проходит три стадии:

  • знакомство с возможностями интернета. Человек выбирает подходящий для себя вариант виртуального времяпрепровождения. Постепенно у него формируется свой стиль поведения, восполняющий недостаток информации или эмоций, которых не хватает ему в реальной жизни;
  • постепенное отдаление от реальности в сторону виртуального мира. Время, которое подросток проводит в интернете, постепенно увеличивается. Пользование интернетом на второй стадии больше не заключается в достижении жизненных целей. Напротив, эти цели переносятся в виртуальность: кто-то стремится прославиться, кто-то — заработать, а кто-то — самовыразиться;
  • стабилизация. Проблема уже очевидна, и постепенно приобретает хроническую форму. Со временем яркость эмоций от пользования интернетом уменьшается и активность несколько снижается. Подросток может вернуться в реальность, но делает это без особого желания. Зависимость никуда не уходит, и находится в спящей форме. При стрессе она усиливается.

Диагностика и лечение

Для определения интернет-зависимости существует специальный тест. Ее лечение проходит по той же схеме, что и терапия любой другой зависимости. Оно обычно включает в себя психоанализ и психотерапию (индивидуальную или групповую). В наиболее тяжелых случаях назначается лекарственное лечение.

На базе нашей детской академии работает детский психолог, который позволит  диагностировать зависимость и определить программу борьбы с ней.

Вас могут заинтересовать материалы

Психология воспитания детей, дети это ваше зеркало

Дети – зеркало семьи

Подробнее
Сказка про цветок

Часть 9. Разговор о том, как следовать своему пути

Подробнее
О возрастных кризисах у детей, психолог академии «Рита» в Липецке

Возрастные кризисы у детей

Подробнее