Буллинг в школе: как узнать, что ребенка травят

Буллинг в школе

Что такое буллинг

Есть несколько явных и скрытых признаков того, что ребенок стал жертвой школьных агрессоров.

Если ребенка бьют, это еще не буллинг. Если он поссорился с целым классом – это тоже не буллинг. Драки и конфликты буллингом не являются.

Под буллингом понимаются систематические издевательства, несопровождаемые физическим воздействием. Травить человека может как отдельный агрессор, так и группа школьников.

Буллинг начинается примерно в 3-4 классе, когда дети ощущают себя частью сформированного коллектива. Его причиной является борьба за статус. В этом возрасте травле (в той или иной степени) подвергаются практически все ребята: таким образом агрессоры проверяют их на устойчивость.

Целью агрессора является обратная униженная реакция жертвы. Если такая реакция отсутствует, он теряет интерес.

Формы травли

Распространенной формой буллинга является бойкот. Другие формы:

  • бранные слова;
  • игнорирование;
  • дистанцирование;
  • порча вещей или их кража;
  • физическая агрессия (толчки, подножки);
  • шантаж;
  • вымогательство;
  • унизительные комментарии в социальных сетях (кибер-буллинг).

Признаки буллинга

Явным признаком является испорченная одежда и вещи. В течение длительного времени ребенок может приходить домой вообще без вещей.

Поведение изменяется: человек становится подавленным и не хочет идти в школу. Он начинает хуже учиться, проявляются психосоматические расстройства:

  • резкое повышение температуры среди ночи;
  • насморк;
  • головные боли;
  • боли в животе.

Дети очень редко рассказывают о травле родителям: они боятся их расстраивать и думают, что отец или мама все равно не поможет (или сделает хуже).

На фоне постоянно растущей тревожности появляются страхи, начинают сниться кошмарные сны. Человек старается избегать массовых мероприятий, реже общается с друзьями.

Некоторые дети начинают имитировать то, что происходит с ними в школе, и предпринимают попытки запугивания младших братьев и сестер.

Чувство собственного достоинства снижается, ребенок чувствует себя одиноким и беспомощным. Его поведение становится саморазрушающим: он режет себе руки, обвиняет себя в том, чего не совершал, говорит о самоубийстве или делает попытки уйти из дома.

Как помочь жертве буллинга

Психологи выделяют четыре шага помощи жертве школьного буллинга. Делать их нужно в строгой последовательности.

1.Оказать эмоциональную поддержку

Если ваш ребенок является жертвой, и может рассказать о том, что происходит в классе, используйте метод активного слушания: спросите у него, что произошло, и что он при этом почувствовал.

Уточните, как часто и в какие моменты это происходит. Дайте ребенку выговориться. При разговоре слушайте его внимательно и старайтесь сдерживать эмоции.

В ходе беседы ребенок поймет, что то, что он испытывает и чувствует очень важно для вас. Он поймет, что вы готовы не только защитить его от всего мира, но и помочь ему преодолеть ощущение униженности и оскорбленности. Чем больше информации вы узнаете, тем больше у вас будет причин серьезно поговорить с классным руководителем.

2.Прокачать самооценку

Чем выше самооценка ребенка, тем сложнее его задеть. Если ребенок уверен в себе, умеет отстаивать границы, ему проще противостоять агрессору.

Подскажите подростку, как ему следует защищать свои интересы, не прибегая к физическому воздействию. Разберите с ним каждую конкретную ситуацию и постарайтесь вместе ответить на вопрос: как здесь можно было сделать? При этом он должен понимать, что если его бьют, он имеет полное право дать сдачи.

Проигрывайте эти ситуации снова и снова, предлагайте варианты выхода из них. Чем больше вариантов вы проиграете и сможете осветить, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок.

3. Придать буллинг огласке

Не ждите, что все разрешится само собой, обязательно сообщите о происшедшем администрации школы и классному руководителю. Обязательно подключите к обсуждению других родителей.

Агрессор боится огласки и подключения к ситуации взрослых людей. Добейтесь, чтобы директор школы пригласил агрессоров, включая их родителей, к себе, и провел с ними для беседу. Классный руководитель обязан дополнительно провести классный час, а школьный психолог – групповые и индивидуальные беседы. Чем ярче вы сможете осветить эту ситуацию, тем меньше будет шансов для ее повторения.

4. Сменить коллектив

Если ситуация в школе повторяется снова и снова, а ребенок вместо учебы больше занят решением проблем в классе, рассмотрите возможность смены учебного заведения. Ребенок должен знать, что вы на его стороне, и его интересы для вас важнее всего.

Постарайтесь в дальнейшем найти ребенку тот самый коллектив, в котором он сможет чувствовать себя комфортно. Может быть, его следует устроить в небольшую частную школу с небольшими (по 3-7 человек) классами. Или, как вариант – перевести его на домашнее обучение.

Считается, что жертвой буллинга может стать человек исключительно с виктимным поведением, или “не такой, как все”. Это не совсем так. Никто от этого не застрахован: в начальной и средней школе буллить могут кого угодно, даже отличников.

Более того (родителям агрессоров на заметку): ситуация часто меняется, и вчерашний агрессор, совершив промах, может сам стать жертвой буллинга.

Другие статьи на тему воспитания.

Вас могут заинтересовать материалы

Как правильно наказывать ребёнка

Как правильно наказывать ребёнка в 3 года?

Подробнее

Как помочь ребенку читать ХОРОШО?

Подробнее
Сказка про зайчика и маму

Часть 4. Разговор о том, как на ошибках учатся

Подробнее